Евгений Гороховский
Особое место в творчестве художника занимают портреты близких людей. Их названия скрывают целые истории взаимоотношений, о которых можно только догадываться, но всегда они выражены психологически точно и талантливо исполнены.
Одна из первых картин, посвящённых матери художника Лидии Алексеевне Гринкевич, была написана спустя почти 15 лет после её смерти.
Праздник цветов у храма Флоры (Чудесный пасьянс сложился, невзирая на грубые и несчастливые несовпадения). Х.М 1996. Собрание ГТГ
Форма картины из 9 пентагранников напоминает осколки зеркала, отразившего разные моменты жизни близкого человека – детство и юность, годы счастья и забот...
Если мифологическая Флора - богиня весны, пробуждения природы, в честь которой устраивались праздники, - на полотнах европейских художников изображалась в окружении яркой зелени и ослепительно ярких цветов, то колорит картины «Праздник цветов у храма Флоры» подчёркнуто «скромный». Охристо-жёлто-коричневые тона, использованные в работе, и орнаментальная символика - ломаная линия как знак судьбы - подчёркивают мотив увядания, создают грустное настроение. Оно связано с тем, что день рождения героини портрета – 16 сентября, и с тем, что эта картина – прощание с бесконечно любимым человеком. (Л.Гороховская)
За пределами грубого и тонкого. (Прыжок в пространстве, как правило, оканчивается прыжком во Времени). Холст, масло. 91,5 х 109,5. 2004. Коллекция Московского музея современного искусства.
«Эта картина - одна из самых важных в моей жизни и творчестве – посвящена отцу. Написана в год его ухода из жизни.
Этим объясняется название, взятое мной из текста книги известного даосского философа Чжуан-цзы. Несмотря на то, что оно имеет продолжение: «...находится то, что словами нельзя выразить, а мыслью нельзя постичь...», я попытался это сделать: телесная оболочка стремится к своей духовной природе, т.е. к бессмертию. Во всяком случае именно этими представлениями я руководствовался в работе над картиной».(Евг.Гороховский. 2009 г.)
В названии картины отражены представления некоторых восточных религиозных учений (индуизм, буддизм) о том, что человек состоит из 3-х тел: губое (физическое тело), отвечает за контакт с внешним миром. Человек получает его при рождении и теряет при смерти. Тонкое (тело ума и жизненной энергии) поддерживает физическое тело и делает его живым. Оно не разрушается после смерти, а переходит в новое воплощение. В третьем теле записывается карма человека, содержатся причины всех его поступков: причинное тело, как и тонкое, сопровождает перерождение души.
Препятстствие, которое была она сама, исчезло. (Затейливый восточный узор позволяет бессознательному решить непонятную задачу). Х.М. 148Х108. 2000. Собственность жены художника
«Портрет моей жены выполнен по фотографии, на которой меня заинтересовал узор платья. Он подсказал не только композиционное решение, но и комментарий к работе, который, как я уже писал, может и не прояснять смысл изображённого...
Название картины в некотором роде моё собственное изобретение, возникшее, конечно же, не случайно, и та, кому посвящена и подарена картина, интерпретировала его правильно». (Евг.Гороховский. 2000 г.)
АВТОПОРТРЕТЫ
Евгений Гороховский дважды обращался к работе над собственным портретом – в 1992 и 2008 годах.
Многомерность пространства «Астрологического портрета» решалась им с помощью соединения двух несоединимых сюжетов: в работе обыгрывается «астрологическая» ситуация – художник родился в год Кота (или Зайца) по Китайскому гороскопу.
Астрологический портрет. Х.М.29Х40. 1992. Собственность автора
Как можно быть одновременно сознательным и бессознательным Холст, масло.104х144. 2008. Собственность автора
В данной картине причудливый орнамент из фресок Альгамбры воспроизводит профиль художника, который «вглядывается» в главный предмет своего интереса – Небо, пытаясь «прочитать» в его причудливых узорах свою судьбу.
Сюжетом и названием картины художник подчеркнул свою заветную мысль о единстве сознательного и бессознательного в творческой работе.
«Подсознание безмолвно, но очень сильно. Это ОНО толкает художника в спину и заставляет материализовать нематериальные ОЩУЩЕНИЯ. И для этого художник с помощью сознания ищет материальный эквивалент в мире вещей и понятий...». (15 октября 1988)
«... Каждый художник желает (в разной степени) ограничить силу своей человеческой логики, разум и эрудицию. Ему хочется дать волю подсознанию, т.к. именно откровения Подсознания интересны и притягательны, правда, для них характерно и то, что будучи обнаружены с помощью красок и кисти, они не становятся до конца понятными...». (12 ноября 1988)
«... Иногда бывают состояния, которые оцениваются как «откровения», т.е. открывается то, что было стрыто, НО долго и тщетно ожидалось.
Без настойчивого ожидания не будет ОТКРОВЕНИЯ, будет новая информация. ОТКРОВЕНИЕ – это высокоэмоциональный акт, освобождение от Наваждения, а конкретно – НАХОЖДЕНИЕ НЕДОСТАЮЩЕГО ЗВЕНА. Оно, это звено, замыкает очередной виток развития...». (26 декабря 1988)
Когда приближаешься к воде, приходит вера…(Мы входим в воду и выходим из воды – этой самой плодовитой и чувствительной из стихий). Х.М.129х97.2001. Собственность дочери художника
«Картина «Когда приближаешься к воде, приходит вера…» написана по фотографии, сделанной во время поездки в Одессу. Хотелось показать моей дочери город, где когда-то, в начале 50-х годов, познакомились и поженились её дед и бабушка, где родился я. Одесса не была городом моего детства, т.к. в 1954 – ом мои родители уехали в Новосибирск, и моё детство и юность прошли в этом сибирском городе. В этот приезд я сделал множество фотографий, но для картины взял именно эту.
Работая по существу над портретом Жени, я имел в виду, что по гороскопу она Рыба (по дате рождения) и Близнецы (по асценденту, т.е. времени рождения). В первом случае – её стихией является Вода, во втором – Воздух. Характеристика этих стихий как мутабельных, переменчивых, двойственных «подсказала» не только «двойной» портрет, но и орнамент, повторённый дважды.
Все детали здесь словно двоятся, и это, как я объяснил, подчёркивает «неустойчивость взаимодействия» стихий Воды и Воздуха, противостоящих друг другу как «верх» и «низ». (Евг.Гороховский. 2014 г.)
Гадание на дуновение ветра. (Облака, подчинённые законам турбулентности, формируют собой человеческий образ). Х.М. 110х120 . 2001. (Картина сгорела после выставки в галерее «Манеж» в 2004 году)
Тема картины – созерцание облачных метаморфоз, создающих причудливые образы, в данном случае – человеческий образ. В работе использована фотография старшей дочери художника.
Сюжет картины объясняется символикой образа ветра в восточных культурах: в индуистской традиции «ветер» рассматривают как символ «духовной стихии», которая смешивается с подобной же символикой огня; в Китае он является светоносным океаном - отсюда вкрапление жёлто-оранжевых вставок, проникающих в сдержанную сине-серую палитру орнамента.
О смысле названия картины. Практика гадания «на ветер» возникла в древности. Считалось, что ветер – это посланник Богов, поэтому с его помощью можно получить ответ на волнующие вопросы. (Л.Гороховская)
Между светом и тенью. Холст, масло. 100Х80. 2014. Собственность художника
«Мысль написать эту картину по фотографии, сделанной мной во время отдыха в Малаге летом 2010 года, возникла неожиданно. С одной стороны, меня всегда привлекала игра света и теней – а здесь я увидел настоящее их буйство. С другой – это было время нашего знакомства с мужем младшей дочери. Хотелось сделать «живописный» подарок новому члену семьи. В кадре оказались жена и испанец Исаак.
В то время мне хотелось написать что-то свободное, независимое от орнамента. Поэтому, возможно, картина выглядит слегка небрежной. Во всяком случае, мне кажется, эта небрежность объяснима подвижностью тени, которая, как в книге китайского философа Чжуань-цзы, на вопрос о причине своей изменчивости отвечает: «Просто двигаюсь».
В названии мне хотелось подчеркнуть символический подтекст изображённого. Основные полярные формы китайской философии олицетворяют Ян - мужское начало и Инь - женское начало и соответственно оказываются связаны в первом случае со светом (с Небом), во втором – с темнотой, тенью (с Землёй). Неожиданно на фотографии, а потом и в картине, более светлой оказалась мужская фигура и тёмной – женская. А между светом и тенью, как считали китайские мудрецы, располагается человеческая жизнь». (Евг.Гороховский. Ноябрь 2014 г.)
Конечное не может постичь бесконечное.(Автопортрет с женой художника). Х.М. 50Х50. 2013. Собственность художника
«Парный портрет» - своеобразная головоломка, решить которую не стОит большого труда, если знать об увлечении художника оккультными науками – астрологией, магической философией древнего Китая.
Ошибкой будет интерпретировать эту работу как антитезу «женского» (конечного, приземлённого... ) и «мужского» (бесконечного, духовного...).
Ключом к смыслу картины служит её название:
"Что касается названия картины, то его можно понять, как это часто случается в моих работах, исходя из представлений о двух космических полярностях (Ян/Инь), которые тем не менее могут существовать только в паре.
Буддизм под «конечным» понимает тело, материальную оболочку человека, «бесконечное» - это дух, душа. Дуализм, присутствующий в названии работы, снимается, если воспринимать высказывание в контексте размышлений восточных мистиков, которые утверждают: «Конечное должно нести в себе то, что принадлежит Бесконечности».
Смысл двойной спирали, стремящейся от центра в противоположные стороны и в то же время прочно обвивающий изображённых, расшифровки не требует». (Евг. Гороховский. 2014 г.)
Comments