Натюрморты вовсе не побочный продукт творчества Евгения Гороховского, несмотря на то что чаще всего они создавались «на случай» - на дни рождения родителей и друзей. Но именно поэтому они несут в себе эмоцию, возможно, не всегда ярко выраженную.
Натюрморты художника, прежде всего, красивы, гармоничны по цвету. Он не стремится к точности изображения предметов, напротив, часто прибегает к их деформации: вам может показаться, что лежащий на стуле кот держится там каким-то чудом, кувшин с цветами вот-вот «поедет» с накренившегося стола, а голубоватая скатерть и вовсе «парит» в воздухе... Эти «застывшие мгновения» выглядят абсолютно живыми.
Стол, ваза с цветами, кофейная чашка... – таков нехитрый набор предметов, ставших «героями» натюрмортов художника.
Вот и на этой картине, прижавшись друг к другу, в одну линию выстроились написанные в коричневых тонах чайник, кувшин, бутылка и белая тарелка справа от неё. На ярко-синей поверхности стола они и две рыбки смотрятся очень выразительно. На стуле основательно устроился самый настоящий, непридуманный кот по имени Булза, уравновесив собой всю композицию. На другой картине он же - только что проснулся, привстал и пристально смотрит на вас своими сияющими глазами.
Эти фантастические лилии прекрасны изысканными оттентами белых и розоватых тонов, своим объёмом они и создают трёхмерное пространство плоского холста. Мир тишины и чистой красоты.
И ещё почему-то не оставляет ощущение, что есть кто-то невидимый, наблюдающий за вами из заоконья...
Второе название этого натюрморта не менее важно, чем первое. 16 сентября – день рождения мамы художника Лидии Алексеевны Гринкевич.
Простота и безыскусность этой картины искупается её гармоничной цветовой гаммой. Ярким жёлтым пятном на коричневом фоне смотрится кувшин с диковинными цветами. Вместе с бледными «лучами» осеннего солнца, лежащими на скатерти, они усиливают мотив быстротечности всего земного.
Эта акварель была создана для проекта «Белое на белом» – судьба её мне неизвестна. Позднее, взяв за основу саму идею, но изменив цветовое решение, Женя повторил её в Испании исключительно по моей просьбе - ему с трудом удавались копии собственнызх картин.
«Белое на белом» – попытался сделать, как представлял себе, но, положа руку на сердце, это не МОЯ задача, а художников-колористов.
Для начала, я вернулся к технике акварели; то есть к той технике, с которой начинал рисовать в 11 лет. Очень узкое и специфическое упражнение для художников, теперь оно не лежит в области моих задач и интересов.
Тем не менее, я сделал лист графики, чтобы испытать себя, поддержать компанию… Получилось что-нибудь толковое или нет – решать зрителям.
Конечно, рассуждая в даосской терминологии: чтобы увидеть светлое, нужно поместить его на тёмный фон, приходится помещать светлое на фоне темного ПРОСТРАНСТВА. В этом приёме – мое решение». (Евгений Гороховский)
Так и получился «Вечерний натюрморт» с полной луной в неправдоподобно маленьком, словно чердачном, окне...
Из чего рождались эти небольшие картины художника? Какую эмоцию несли в себе?
Из домашнего уюта, любви и тепла близких людей, потому и отдают они эти же эмоции. Думается, приведённое высказывание подтверждает мой вывод:
«Эмоции заставляют действовать – вот в чем их назначение. Человек чувствует, когда его охватывает чувство, он действует и создает изменения. Картина призвана производить эмоции – причем определенного качества...». (Е.Гороховский. 4 февраля 1993)
Материал подготовила Людмила Гороховская
Comments