12 января 2023 года в Музее «Эрарта» состоялось открытие персональной выставки Евгения Гороховского (1951-2021). Петербуржцы впервые познакомились с творчеством московского художника, который, по определению искусствоведов, стал одним из основоположников отечественного фотореализма.
Однако для художника фотография была всего лишь отправной точкой, смысловой же акцент делался не на достижении фотографического сходства средствами живописи, а на действительности высшего порядка. Поэтому некоторые критики определяли его стиль как «магический реализм».
Художник видел свою задачу в выявлении «потаённых смыслов, сокрытых в мире фотообразов».
«Между светом и тенью» - название одной из картин, представленных на выставке, и одновременно её название как нельзя лучше проясняет суть творческого метода мастера - обнаружение метафизического начала в картинах физического мира.
«В названии, - писал художник, - мне хотелось подчеркнуть символический подтекст изображённого. Основные полярные формы китайской философии олицетворяют Ян - мужское начало и Инь - женское начало и соответственно оказываются связанными в первом случае со светом (с Небом), во втором – с тьмой, тенью (с Землёй). Неожиданно на фотографии, а потом и в картине, более светлой оказалась мужская фигура и тёмной – женская. А между светом и тенью, как считали китайские мудрецы, располагается человеческая жизнь». (Евг.Гороховский. Ноябрь 2014 г.)
Добавим: не только человеческая жизнь, но и то, что человек оставляет после себя…
Сигналами, которые подаёт неизведанное, тайное в работах художника чаще всего становятся геометрические орнаменты: «… для меня важно найти взаимодействие предметов действительности с орнаментом. По существу у меня орнамент становится «заместителем» какой-то избыточной, с моей точки зрения, детали, вещи, объекта...».
Отличием этой выставки от предыдущих является то, что зритель знакомится не только с живописью художника (на выставке представлено 29 картин разных лет), но и авторскими текстами, посвященными конкретным работам. Поэтому зрители имеют возможность заглянуть в самосознание художника, в его творческий мир. Этот диалог со зрителями был необходим и ему.
О картинах «небесной» тематики он писал: «Меня всегда восхищала «способность» Неба рождать удивительные образы. Так в своё время появилась серия картин о Небе. И даже если их «сюжет» касался дел земных, в нём всегда участвовало Небо. С годами мой интерес к небесным явлениям не угас. С той только разницей, что в Небе стали чаще появляться реальные его обитатели - «птички небесные».
В картине «Созерцание голубого и зелёного» хозяева морского пространства – чайки. В этой работе совмещаются два, казалось бы, антагонистических стиля - гиперреализм изображения летящей чайки и орнаментальное решение волнующегося моря. Это противоречие составляет малоизведанный конструкт современного искусства.
Графическое решение, подчёркивающее динамику моря, делает более выпуклым изображение птицы в полёте. Её неторопливые, ритмичные взмахи крыльев как бы повторяют размеренное течение волн».
Одна из самых заметных работ на выставке – «Перемены - это книга, которой нельзя чуждаться». Х.М. 120Х146.2009.
С одной стороны, она интересна тем, что демонстрирует увлечение художника древнекитайской философией. Её название отсылает к великой китайской «Книге Перемен» – одному из величайших и наиболее загадочных творений человека, в особых символах и знаках запечатлевших тайну мироздания.
Функцию «перемен» (метаморфоз, изменений) несёт в себе орнамент, который не только не накладывается на основное изображение - уток, что сделало бы его статичным, а многократно искажается, уходит в глубину пространства и изменяется, подобно тому, как могут изменяться подвижные стихии Воздуха и Воды.
Эффект подвижности пространства достигается не только формой орнамента - разнонаправленным движением стрелок, но и цветовым решением - контрастом холодных (изображение воздушной стихии) и тёплых цветов (изображение уток).
Волнообразный орнамент в магендовидах (магендавид - символ связи небесного и земного) по-разному повторяет движение волн и напоминает очертание листьев кувшинок, или белых лилий, которые являются символом красоты и совершенства.
Так статичное двумерное изображение получает необходимую подвижность. Так создаётся пространство, наполненное знаками-символами - метафизическое пространство картины.
Общим местом публикаций о Евгении Гороховском стало упоминание о близости его мировосприятия восточной культуре. Действительно, оно проявляется в частности в названиях многих картин. Но не менее важен и, конечно же, не случаен его интерес к природе - сюжетами большинства картин стали именно пейзажи – небо, горы, поле... Увидеть таинственную жизнь природы и показать красоту Божьего замысла – в этом он видел свою задачу.
«В своих работах Евгений Гороховский стремился к глубине смыслового и временного пространств, к разномасштабности, понимаемой как сочетание «вечного» и мимолетного времени, к стилевому конфликту между плоскостным и объемно-иллюзорным, документально-фотографичным и условно-геометричным», - писал куратор выставки Владимир Назанский. И с этими словами нельзя не согласиться.
Материал о выставке художника
подготовила Людмила Гороховская
Comments